электронная книга

читать онлайн

Основы Соционики
Эниостиль

эниостиль

1.7. Типы телесной защиты


Вильгельм Райх
мышечный панцирь

Еще одна показательная характеристика для определения социотипа – тип телесной защиты. Что это такое? Название говорит за себя. Здесь имеется в виду психологическая защита. Но если есть защита, значит, есть то, от чего мы защищаемся, что может нас разрушить, уничтожить, сделать нам больно, т.е. угроза. Эта угроза может быть надуманной или настоящей, неважно, но мы ее распознаем как угрозу и начинаем от нее защищаться.

Угроза всегда связана с болью, физической или душевной. Понятие «угроза» вырастает в нашем сознании прямо из боли, которую мы когда-то перенесли и которая отложилась в нашем сознании как то, чего нужно избегать в жизни.

Предметы, люди или жизненные явления, которые нам нанесли когда-то травмы, «всколыхивают» в нашем сознании память о боли, и мы начинаем распознавать это как угрозу.

От угрозы мы начинаем защищаться тем способом, которым когда-то защитились, т.е. который был победительным. Он закрепляется у нас в сознании и начинает жить сам по себе. Мы его начинаем применять «на автомате» (реже – осознанно), и он становится частью нашего характера.

Так или иначе, способы защиты и характер выстроены у нас на боли, а боль – это поражение сознания, это рана в сознании, к которой, как и к ране на теле, не хочется, чтобы кто-то прикасался. Мы всячески начинаем оберегать это место, создавая вокруг него определенную защиту.

Таким образом, любая защита говорит нам о наличии у человека боли.


Другая характерная черта, сопровождающая боль, – это напряжение. Боль начинает «стягивать» сознание, создавая в нем напряжение. Но любое напряжение можно «распустить», убрав боль, которая его создала.

Вспоминайте различных людей: если у человека ничего не болит, то тело у него ненапряженное, естественное, живое, налитое жизненными силами, а настроение – приподнятое, добродушное, незлое. Если человек напряжен, то это указывает на душевную или физическую боль, из-за которой он становится жестким, твердым, злым и нервным.

Таким образом, боль и напряжение отражаются как в теле, так и в характере и в настроении человека.

Если боль осознанно не убирать из сознания, она постепенно уходит в подсознание и живет там. Со временем человек выздоравливает, но, попадая в ситуацию, похожую на ту, в которой была получена травма, он снова начинает болеть, потому что прежняя боль снова выходит на поверхность сознания.

Так как боль находится в нас постоянно, как правило с детства и до самой смерти, мы приучаемся ее не замечать, т.е. начинаем понижать свою чувствительность к боли до того уровня, при котором нам будет комфортно жить. Соответственно, мы вместе с этим понижаем и чувствительность к жизни, становимся толстокожими, нечувствительными, грубыми, полумертвыми.

Вместе с болью в нас остаются и напряжения от нее, которые мы также перестаем замечать, но они продолжают зажимать, стягивать и скрючивать наше тело, тем самым придавая ему определенную форму.

Эта форма тела, созданная силами напряжений от физических и психологических травм, называется мышечным панцирем (Вильгельм Райх) или типом телесной защиты.


Напряжения для нас являются еще и защитой от боли. Почему? А представьте, что вас хотят ударить в какое-то место. Как вы будете его защищать? Напрягать и уплотнять его, чтобы выдержать удар, чтобы не было больно, чтобы удар не прошел глубоко.

Так же мы защищаем и душевную боль, создавая дополнительное напряжение вокруг нее, так сказать, стену, через которую психологическое воздействие извне не пройдет вглубь до боли.

Тот же механизм защиты проявляется, когда необходимо остановить «опасные» движения, направленные изнутри наружу в самом человеке и от которых он может получить неприятности. Эти напряжения отражаются в теле: они уплотняют мышцы и создают мышечный панцирь, мышечную броню, телесную защиту.


Этот мышечный панцырь, который нас защищает, также является некой «картой», показывающей, какие травмы у человека присутствуют, какой у него характер, восприятие каких аспектов информационного пространства у него перекрыто, а на какие он опирается.

Итак, тип телесной защиты – это тот кусочек телесного психоанализа, который поможет нам что-то понять в себе и в других людях. У истоков этого направления стоит Вильгельм Райх, последователи – Александр Лоуэн, Фельденкрайз.


Для более глубокого понимания формирования того или иного типа телесной защиты Вильгельм Райх и Александр Лоуэн изучали личность с точки зрения энергетических процессов организма и ввели такое понятие, как «биоэнергия», энергия жизни, которая наполняет наши тела.

Она участвует во всех жизненных процессах: движениях, ощущениях и мышлении. Без биологической энергии все процессы в организме остановятся, биоэнергия – это то, без чего жизнь в теле невозможна.

Вильгельм Райх и Александр Лоуэн утверждают, что мышечные напряжения связывают, блокируют, не пропускают энергию, тем самым нарушая энергетические процессы в теле, создавая где-то недостаток, а где-то переизбыток ее.

Они выделяли пять основных типов телесной защиты, которые формируются в течение жизни, начиная практически с момента зачатия в период внутриутробного развития.

Названия типов телесной защиты были взяты из психиатрии. Эти названия не указывают на психиатрическую болезнь, но очень точно описывают механику зарождения типов телесных защит.


Вильгельм Райх
мышечный панцирь


эниостиль