электронная книга

читать онлайн

Основы Соционики
Эниостиль

Соционика Модель А

2.5. Соционическая модель психики человека (Модель А)
Соционические функции


соционика функции








































Соционика Модель А

Эта схема является навигационной картой









































соционика функции

Заголовки 1-й, 2-й, 3-й и 4-й функций являют-ся ссылками на п.1.2 "Функциональное строение социотипа. Антенны"






соционические функции

Геометрические фигу-ры являются ссылка-ми на параграф, где они описаны


соционика модель а

Уйдя по ссылке на другую страницу, вер-нуться на место с ко-торого ушли Вы смо-жете нажав на кнопку Назад на верхней ста-тичной панели эл.кни-ги, отображенной срелкой влево.


Психика человека включает в себя сознательную и бессознательную сферы. По типологии Юнга, сознательные и бессознательные функции противоположны и тем самым взаимодополняемы.

Например, если в осознаваемой части человек экстраверт, то в неосознаваемой – интроверт (т.е. если в сознательной жизни человек общается с людьми активно, то в бессознательной сфере у него может наблюдаться даже агрессия по отношению к людям и нежелание с ними общаться).

Поэтому кроме четырех рассмотренных нами функций, относящихся к сознательной сфере, существуют еще четыре функции, относящиеся к бессознательной сфере. В совокупности они и представляют психику человека (рис. 32):



соционика функции в сознании и подсознании

Рис. 32


Схема показывает, что у каждого социотипа в подсознании «сидит» другой тип, который «выходит», когда у человека по каким-либо причинам меняется вертность.

При этом тип, который был в осознаваемой части, уходит в подсознание – они меняются местами, – человек становится совсем другим типом, и окружающие его могут не узнать.

Например, если спокойного, миролюбивого Габена соционическая функция до переворота вертности, создающего комфорт и уют, разозлить, он «превращается» в Жукова соционика функция после переворота вертностии начинает грубить, «наезжать», лезть в драку.


Модель А

Итак, в соционике психика человека представляется в виде модели (Модель А), состоящей из восьми функций (рис. 33).


соционика модель а


Рис. 33. Модель А – модель психики человека (Виталий Воробьев)


Рассмотрим «Модель А» на примере двух из шестнадцати типов – логико-сенсорного экстраверта (Штирлица) и сенсорно-логического интроверта (Габена) (рис. 34).


соционика функции на примере 2-х социотипов

Рис. 34


Каждая из восьми соционических функций в Модели А имеет определенное значение при переработке информации и несет ту или иную нагрузку. «Сила» и «слабость» функций определяются количеством информации, которую она способна принять из окружающего мира, обработать и выдать в виде результата (речи, действий, дел). Именно здесь находятся все наши надежды и опасения, таланты и комплексы.


1-я соционическая функция

Первая функция – Главная, Суть интеллекта. Она определяет мировоззрение человека, программу его действий, жизненные позиции. Эта функция полноценно воспринимает свой аспект, она самая сильная, самая мощная.

Человек в аспекте информационного пространства этой функции разбирается досконально, тонко улавливает все до мельчайших подробностей. Из-за этого внести ему новую информацию по этому аспекту невозможно и переубеждать его по этой функции бесполезно – он сам все прекрасно знает и во всем разбирается (правда, по-своему).

Эта соционическая функция у человека жесткая, несгибаемая, ригидная, т.е. неподвижная.

У Штирлица первой функцией является деловая логика соционика модель а первая функция главная, это значит, что смысл жизни такого человека – работа или какое-нибудь дело.

У Габена суть интеллекта – соционика модель а 1-я функция базовая сенсорика ощущений, значит, смысл его жизни – создание удобств, условий, повышение благосостояния и качества жизни.


7-я соционическая функция

Седьмая функция – Игнорирование. Эта функция находится в сфере бессознательного и отражает аспект информационного пространства, в котором человек силен.

Человек в аспекте информационного пространства этой функции разбирается тоже очень хорошо, но он ее игнорирует, предпочитает не замечать, поэтому перестает ее воспринимать и, соответственно, осознавать.

У человека эта соционическая функция перекрыта болью, на нее стоит мощный запрет и решение так не жить. Но при этом когда меняется вертность, функция игнорирования становится сутью интеллекта, и человек начинает владеть этой частью аспекта очень тонко и умело.

Это происходит тогда, когда он смог пройти сквозь боль, сквозь запрет и смог разрешить себе действовать таким способом, каким от него требовала жизнь.

Поэтому при смене вертности неприятен сам переход (момент «переворачивания»). Это похоже на то, как поезд переходит с одного пути на другой: на стрелке встряска, а потом опять ровно, «как по рельсам». Когда уже перевернулся, чувствуешь себя комфортно, и когда обратно перевернулся – тоже комфортно.

Габену важны деньги для себя , ему совсем не важны деньги для престижа соционика модель а седьмая функция игнорирования. Престиж игнорируется, главное – чтобы удобно было, через это все меряется. А престижное 7-я соционическая функция игнорирования не всегда бывает удобным , тем более что за него нужно больше платить. Хотя в престижности Габен тоже неплохо разбирается, просто ему до нее нет дела.

Так как у Штирлица на первом месте стоит деловая логика, дело , ему некогда заниматься «рассуждалками», выстраиванием различных теорий и систем соционика модель а 7-я функция: «Что разговаривать – прыгать надо». Квадрат минусовой он игнорирует.


2-я соционическая функция

Вторая функция – Творческая. Эта функция определяет, каким образом человек реализует свою первую функцию.

Она послабее, чем первая. Чуть-чуть ей не хватает, чтобы полностью разбираться в своем аспекте и поэтому постоянно есть непознанное и хочется по ней добрать. Вот это «чуть-чуть» и дает возможность творить и исследовать.

Вторая соционическая функция называется еще гибкой. Здесь не так все однозначно и поэтому есть место сомнениям и экспериментам. Социотип на нее может опираться, а может и не опираться в зависимости от ситуации (хочу – проявлю, хочу – не проявлю). А суть интеллекта социотип будет проявлять однозначно и жестко.

У Штирлица вторая функция – сенсорика ощущений соционика модель а вторая функция творческая, которая проявляется в том, что он творчески подходит к созданию комфортных условий для успешной реализации своего дела .

У Габена вторая функция – деловая логика соционика модель А 2-я функция творческая, т.е. он к делам подходит творчески, в делах творит. Причем дела он делает для обеспечения комфорта – что бы не сделал, все будет удобно .


8-я соционическая функция

Восьмая функция – «Большое ухо». По этой функции интересно послушать, что нам говорят. Так как вторая функция гибкая и по ней все не так однозначно, мы позволяем себе послушать информацию той части этого аспекта, которая в подсознании, чтобы ее использовать в работе творческой функции.

Мы прислушиваемся к тому, что нам говорят, но совсем не обязательно, что мы будем все это выполнять. Вывод мы все равно сделаем свой, потому что нацелены на ту часть аспекта, которую осознаем, в которой творим.

А к той части, которая вытеснена в подсознание, мы испытываем неприязнь (поэтому она и вытеснена).

Габену все время интересно слушать о теоретических системах соционика модель а восьмая функция, чтобы придумать, что из этого сделать на практике . Это его единственная цель.

У Штирлица восьмая функция – соционика модель а 8-я функция волевая сенсорика, ему интересно послушать про власть, драки, престиж, но сам он никогда не использует силу для подавления, унижения или захвата власти. Ему интереснее создать удобство и комфорт , чем быть мобилизованным и крутым.


3-я соционическая функция

Третья функция – Ролевая, Дурацкая. Эта функция воспринимает аспект информационного пространства наполовину. Но в него нас тянет, там мы чувствуем интерес, потому что многое непонятно. Поговорить об этом интересно, и хочется восполнить себя в этом аспекте.

По этой функции мы чувствуем себя дураками, здесь же и дурачимся. Общество обязательно высветит слабые стороны, и по этой функции тип чувствует себя некомпетентным.

Поэтому он здесь доказывает, самоутверждается и играет роль компетентного человека.

Аспекты этой соционической функции проявляются тогда, когда человек вступает в контакт с окружающими (обществом).

Третья функция Штирлица – этика эмоций соционика модель а третья функция ролевая. Во время отдыха в компании человек этого типа шутит и пытается развлечь окружающих. Правда, это у него получается немного по-дурацки.

У Габена третья функция – интуиция времени соционика модель а 3-я функция дурацкая. Он заставляет себя соблюдать обещанные сроки, не опаздывать. В общении с людьми демонстрирует умудренность жизнью. Проявляет свой скепсис через специфический юмор и самоиронию, но это у него получается по-дурацки или как-то по-детски.


5-я соционическая функция

Пятая функция – Внушаемая, Суггестивная. Если по 3-й функции тип дурачится, самоутверждается, спорит и становится в позицию, то по 5-й он не только плохо воспринимает соответствующий аспект, но еще и не осознает его.

Поэтому спорить, перебивать и соперничать он по этой соционической функции не может (нечем). Информацию по ней тип примет на веру, без критики, как должное, еще и с благодарностью.

Чтобы ему внушить, достаточно просто говорить по 5-й функции, т.е. эту функцию нужно обеспечить на словах. Причем говорить можно сколько угодно, он будет слушать и слушать.

Пятая функция у Габена – соционика модель а пятая функция внушаемая перспективы будущего, способности. Он с большим интересом воспримет информацию-подсказку, что делать в ближайшем и отдаленном будущем. Особенно любит слушать, когда ему рассказывают про его способности.

Внушаемая функция Штирлица – соционика модель а 5-я функция ролевая суггестивная этика отношений. Он долго может слушать и мотать на ус рекомендации, что и когда говорить, чтобы никого не обидеть, как войти в контакт с незнакомыми людьми и т.д.


4-я соционическая функция

Четвертая функция – Болевая, или место наименьшего сопротивления. Это слабое место человека, функция боли и комплексов. Эта функция слабо воспринимает свой аспект и выдает очень мало информации по нему. А так как общество от нас требует проявления этого аспекта (болевой функции), а мы с этим не справляемся, то нам от этого становится больно.

Причем если на болевую функцию дать много информации, будет больно, тип не справится; если дать мало, то он тоже не воспримет – «приемник слаб». Поэтому четвертая функция требует бережного отношения и умеренного количества информации.

Чтобы запустить в работу тип, у которого болевая функция экстравертная (+), т.е. выдающая (излучающая), нужно всего лишь принять то, что идет у него с этой функции. А типу, у которого она болевая интровертная (–), т.е. втягивающая (всасывающая), нужно туда дать немного информации, ровно столько, сколько нужно, сколько он сам просит. Не переусердствуйте, а то причините ему боль.

Болевая функция Штирлица – соционика модель а четвертая функция болевая интуиция времени. Ему больно, когда указывают на его несвоевременность, ошибки, когда его учат мудрости жизни, опыту эпох. Ему трудно предсказать, сколько времени потребуется, чтобы выполнить то или иное дело, и поэтому он очень раздражается и переживает, если его за это упрекают. Ему неприятно, когда люди опаздывают или что-то делают несвоевременно.

У Габена четвертая функция – соционика модель а 4-я функция болевая этика чувств (эмоций). Ему больно, когда рядом бурно выражают свои эмоции, например громко смеются. У него эмоциональная сфера неразвита, поэтому он редко смеется и вид, в основном, у него деловой и серьезный. Так как Габен не может управлять своим эмоциональным состоянием, у него случаются проявления несвоевременных эмоций, которые могут шокировать окружающих (например, засмеяться на похоронах) и очень больно, если его эмоции не примут.


6-я соционическая функция

Шестая функция – Оценочная. Она находится в подсознании, еще и не развита, поэтому требует от других обеспечения этой функции на деле (тоже в меру). Как нам ее обеспечивают на деле, так мы человека и оцениваем: хорошо обеспечил – хороший человек, плохо обеспечил – плохой. Если по внушаемой функции достаточно только говорить, то по оценочной этого мало, здесь нужно обеспечить на деле.

Оценка производится так – хороший человек или плохой.

У Штирлица оценочная функция – соционика модель а шестая функция оценочная интуиция возможностей. Для него хороший человек тот, кто раскрывает перед ним возможности, кто помогает выводить его дела в перспективное будущее, кто рассказывает про его способности.

А так же хороший человек для него Шизоид, Внутренний диалог, Дистрактор, Интуитив, генератор идей.

Этика отношений соционика модель а 6-я функция оценочная является оценочной функцией Габена. Для него хороший человек тот, кто отражает его эмоции и принимает их, кто поддерживает его нравственно и морально, кто его провоцирует на эмоции и интригует, кто обеспечивает ему комфортные отношения. Если ты для Габена все это не обеспечил – ты для него не человек.

Так же для Габена хорошим человеком является Кинестетик, Мазохист, Плакатор, Этик.




Соционика Модель А