|
Таблица
4
Рационал
|
Иррационал
|
Живут по внутреннему
плану, они его могут не писать, но где-то внутри у них он
есть.
Стремятся все спланировать, любят четко организованную жизнь |
Живут по внутреннему состоянию,
по ситуации или по принципу «С понедельника начнем новую жизнь».
У них есть еще один принцип: «Хватит жить как попало, будем жить как
придется» |
Все дела доводят до
конца.
Если рационалы что-то наметили,
их только обстоятельства могут вынудить отказаться от этого дела.
Они его отложат, но потом к нему вернутся |
Не все дела доводят до конца.
Иррационалы могут легко отказаться от начатого дела, если оно не понравилось
или нет настроения.
В таких случаях можно услышать следующее: «Причем здесь обстоятельства,
если нет настроения? Не получилось доделать – ну и ладно».
Если иррационал какое-то дело забросил, это не значит, что когда-нибудь
к нему вернется. Бывает, само дело напоминает о себе.
Могут начать много дел сразу, а потом по ходу часть из них бросить |
Дисциплинированный.
Организованный.
Последовательный |
Раскрепощенный.
Бывает ленивым.
Импульсивный
(подчиняется порыву) |
План.
Расписание |
Импровизация.
Свобода действий |
Результат (структура).
Направленность на результат |
Действия, процесс.
Направленность на действия, процесс.
Течение |
Стремятся управлять
жизнью,
сделать так, как было задумано.
Любят порядок.
Управляют |
Идут больше «по течению», делают
то, что сейчас больше подходит, больше получается.
Адаптируются |
Определенный |
Ориентировочный
(«Там видно будет») |
Неожиданное изменение
ситуации выбивает из колеи.
Трудно перестраиваются (для этого нужно все перепланировать, все взвесить).
Оберегают свои решения, планы |
Легко перестраиваются, адаптируются
в неожиданном изменении ситуации.
Неопределенность не угнетает.
Текучий.
Легко корректируют планы и решения |
Действует ритмично
и стабильно.
Стремится к стабильности |
Действует в меняющемся ритме |
Воспринимают мир опосредствованно,
через законы материи и энергии.
Логики (квадраты) и Этики (круги) |
Восприятие мира живое и непосредственное,
через координаты времени и пространства, в которых есть место случайным факторам.
Интуитивы (зигзаги) и
Сенсорики (треугольники) |
Предсказуемость и учет
закономерностей |
Случайность, внезапность и непредсказуемость |
Собранные, целеустремленные,
решительные.
Выполняют то, что обещали.
Невыполнение обязательств их раздражает |
Расслабленные, не всегда собранные,
бывают рассеянными, более мягкие.
Легко меняют планы, могут углубиться с головой в подвернувшееся интересное
дело, забыв о других делах и обязательствах |
Рассуждающий |
Воспринимающий |
На работе работают |
На работе отдыхают, а в оставшееся
время работают |
Вовремя приходят –
вовремя уходят |
Никогда вовремя не приходят.
Они, правда, никогда и не опаздывают, просто задерживаются |
Заканчивая работу,
обязательно оценивают результаты своей деятельности |
У иррационала одна оценка:
«Уф, сделал! Теперь что дальше?»
Похвастаться, конечно, может при случае, но на самом деле внутри ему
эта оценка не нужна.
Сделал дело – гора с плеч |
Сначала ознакомятся
с инструкцией по применению техники, потом включают технику |
Сначала включают технику, потом
знакомятся с инструкцией |
Распределение времени
заблаговременное |
Для того чтобы уложиться в срок,
делают рывок в последнюю минуту |
Подготовка к экзаменам:
рационал подсчитает, что ему надо почитать, сколько времени осталось,
все это разделит на равные части и целеустремленно будет выполнять
свой план.
После экзамена. Рационал выходит и говорит: «Зачем я столько учил?
Знал бы, что этот билет достанется, только
бы его и выучил!» |
Подготовка к экзаменам: иррационал
подсчитает, что до экзаменов осталось две недели и можно еще отдохнуть.
Затем: осталось еще целых три дня и, наконец, последняя ночь.
Поразмыслив, понимает, что все равно не успеет подготовиться, и принимает
решение, что пойдет на экзамен без подготовки.
После экзамена. Иррационал говорит: «Эх, если бы я еще почитал, я
бы ему такого наговорил!» |
Приготовление еды:
с утра начинают думать, что приготовить на ужин |
Приготовление еды: начинают думать
что приготовить, когда захотят кушать |
Если интуитив и сенсорик, логик и этик дополняют друг
друга и им в общении комфортно, то рационалу
неуютно с иррационалом, каждому из них проще взаимодействовать
с такими же, как они сами.
Их действия, мысли, подходы к делу не дополняют друг друга, а,
наоборот, противоречат, поэтому рационалу с иррационалом трудно найти
общий язык и взаимодействовать, это общение носит болезненный характер.
Для быстрого визуального определения социотипа человека
по шкале «Рационал – Иррационал» ответьте на следующие вопросы:
Живет по внутреннему
плану или по внутреннему состоянию?
Что для него важнее,
сохранить план или состояние?
Внутреннее состояние
этого человека точнее описывается какой фразой: «Там видно будет» или
«Сначала нужно все продумать»?
Чтобы ответить на эти вопросы, приглядитесь к человеку и настройтесь
на него своим сознанием. Почувствуйте внутренние ощущения от ответов на
эти вопросы.
Когда вы выскажете правильное предположение, вы испытаете согласие и чувство
облегчения. Вы будете чувствовать, что попали этим предположением в точку.
А если вы выдвинете неправильное (не точное) предположение, обнаружите
внутреннее несогласие, напряжение, и возникнет чувство: что-то не то,
и не так у этого человека.
Мы все друг друга чувствуем, не всегда осознавая это, поэтому нужно доверять
своим внутренним ощущениям, доверять себе. Конечно, можно и ошибиться,
но это поправимо.
Не бойтесь ошибаться, важнее развить в себе видение
того или иного явления или понятия, на которое вы настраиваетесь, и ощущения
от точности или неточности определения.
В движениях
тела ощущается отсутствие гибкости (скованность) или движения текучие,
мягкие?
Движения спланированные
или импровизированные?
В движениях и действиях
человек определенно знает, как надо делать, или ориентируется, как надо
делать?
Собранность в движениях
или раскрепощенность?
Намерение действовать
(двигаться) жесткое, однозначное, неотступное или намерение, которое
в любой момент может измениться из-за импульсивности человека или из-за
того, что он просто передумал?
Не всегда бывает просто определить рациональность или
иррациональность по внешнему виду без определенной практики наблюдения.
Если будет возможность, следует задать испытуемому несколько наводящих
вопросов, которые прояснят ситуацию, например:
Доводит до конца
все дела, которые начал, или может отложить начатое дело в сторону, если
оно ему не нравится, и забыть о нем?
Как он живет – по плану
или по состоянию (как попало, как придется)?
Легко или с трудом корректирует
(изменяет) свои планы и решения?
Вопросы вы можете составить сами, опираясь на таблицу, приведенную выше
(табл. 4).
NB.
Если вы не смогли определить, рационал этот человек или иррационал, ничего
страшного – у вас получится два социотипа (два варианта), из которых вы
легко определите, к какому социотипу относится этот человек, зная характеристики
социотипов и, тем более, имея определенный опыт их визуального определения.
Рациональные фигуры стоят в Модели информационного
пространства друг напротив друга, как и иррациональные (рис. 12).
Рис. 12. Модель 10. Рационал – Иррационал
Итак, восьмая характеристика для установления
социотипа – определение по шкале «Рационал – Иррационал».
Задание
Определите по шкале «Рационал – Иррационал»:
• себя;
• членов семьи;
• друзей и знакомых.
По этой шкале пробуйте определять людей на улице, в общественных местах
и т.д.
|