электронная книга

читать онлайн

Основы Соционики
Эниостиль

Соционический ТЕСТ по внешнему виду

соционика тест на определение

1.4. Модальность

1.4.1. Базовая модальность


аудиал визуал кинестетик

 

Следующий признак, который мы можем визуально определить, – это модальность, т.е. канал восприятия информации, или канал предоставления сознанию информации о внешнем мире.

Для определения социотипа мы будем опираться на три основных канала восприятия:
  • визуальный – через глаза (то, что мы видим);
  • аудиальный – через уши (то, что мы слышим);
  • кинестетический – через ощущения тела (то, что воспринимаем на уровне ощущений, движений, прикосновений).

Естественно, что каждый человек владеет всеми видами восприятий (аудиал визуал кинестетик), т.е. у него присутствуют все модальности. Под влиянием каких-то жизненных обстоятельств один из этих каналов развивается лучше других. При восприятии мира, вспоминании образов, при решении различных задач человек в первую очередь опирается на него.

Называется этот канал ведущим, или базовой модальностью. У людей с разными базовыми модальностями различны дистанции в общении, голос, предикаты речи, жесты. Очевидно ее влияние на поведение. Если внимательно присмотреться к человеку, можно точно определить его базовую модальность.


Визуалы

Дистанция при общении большая. Визуалы стараются во время разговора быть с собеседником на довольно значительном расстоянии. Это позволяет им видеть лицо, а лучше – всего человека: его одежду, его обратную реакцию, мимику, иначе визуалы плохо воспринимают информацию. Если визуалы сидят во время общения, то, как правило, откинувшись, тем самым увеличивая дистанцию.

Визуалы «слушают глазами». Иллюстрацией может служить фраза на лекции в вузе: «Уберите букет, а то вас не слышно». Для них звучание голоса не важно, они чаще всего не слушают, а смотрят, что им говорят.

Одежда у визуалов красивая, модная, престижная; если скромная, то подчеркнутая, сидит на них хорошо. Им важно эффектно выглядеть.

Предикаты речи – слова, которые относятся к зрению, к смотрению: «посмотри», «давай рассмотрим», «обрати внимание», «перспектива», «увижу», «смотрю», «яркий», «красочный», «блестяще» и т.д. Все слова связаны с тем, что можно увидеть, с описанием форм, красок, внешнего вида.

Жесты – от себя, причем в верхней части, от уровня головы и выше (визуальное пространство). Жестикулируя, визуалы рисуют в воздухе представленные образы.

Голос – очень высокий, на повышенных тонах, скандальный, иногда срывается на визг, часто бывает плохо модулированный.

Любовь. Если визуал любит – значит, смотрит. По этому же признаку он определяет, любят ли его.

Визуалы – это Треугольники, аспект – Пространство, Религия.


Аудиалы

Дистанция. Аудиалы придерживаются средней дистанции, разговаривая с людьми. Они чаще всего поворачиваются к собеседнику боком (ухом) или спиной. Им не важно видеть, им важно слышать, поэтому они и подставляют ухо как основной канал восприятия.

Любовь. Если аудиал любит – значит, слушает и разговаривает. Любовь к себе он оценивает по этим же признакам. Если с ним не разговаривают, не слушают его – значит, не любят.

Предикаты речи – все слова, которые связаны со слухом: «послушай», «давайте прислушаемся», «наши отношения расстроились», «мы закончим это на мажорной ноте», «ухо режет», «на полтона ниже» и т.д.

Жесты – очень скупые, на среднем уровне (в аудиальном пространстве), деляще-дробящие, и, как правило, используются для окончания разговора. Любимая его поза – «телефонная трубка».

Голос – невысокий, поставленный. Речь модулирована, бывает монотонная. Они вам все скажут с помощью интонаций, пауз. Интонациями аудиалы могут выделить, подчеркнуть то, что они хотят до нас донести, например, речь Левитана: по его голосу понятно, в каком он настроении и что происходит в мире.

Аудиалы – это Квадраты, аспект – Материя, Наука.


Кинестетики

Основной канал восприятия кинестетиков – тактильные ощущения тела. Эти люди хорошо запоминают движения, перемещения, ощущения тела.

Дистанция у кинестетиков при общении минимальная, или нет никакой: чем ближе, тем лучше для них. Они стараются дотронуться до собеседника рукой, прижаться к нему, обнять, им нужно ощущать и чувствовать его или другой предмет, который они изучают.

Любовь. Если кинестетики любят – значит, прикасаются, целуют, обнимают. Любовь к себе они оценивают по тем же признакам. Если не прикасаются, не обнимают – значит, не любят.

Одежда – приятная на ощупь, чтобы телу было комфортно.

Предикаты речи – слова, которые передают ощущения: «тяжело», «снимите с меня груз ответственности», «шероховатости в нашем деле», «против шерсти», «чтоб без сучка и задоринки» и т.д.

Жесты – гребущие к себе. Руки часто находятся или на животе, или под грудью, или в сцепленном состоянии за спиной. Тело как бы немного сжато в комочек.

Голос у кинестетиков низкий, насыщенный, отсутствует модуляция. Речь несколько замедленного темпа, с большими паузами и вздохами. Характерны причмокивания, пришептывания. Это у них получается само собой. При общении с кинестетиками чувствуется, что они люди душевные.

Кинестетики – Круги, аспект – Энергия, Искусство.


 
Итак:
Визуал –
Аудиал –
Кинестетик –





А какая модальность у Зигзага?

Зигзаги постоянно находятся во внутреннем диалоге. Они смотрят как бы на вас, но смотрят сквозь вас. Они где-то в себе и что-то видят вместо вас. Общаясь с вами, они могут общаться в этот момент с кем-то, кого сейчас представляют в воображении. Они где-то в других мирах, в другом времени и, похоже, информацию черпают оттуда, так как у них там канал восприятия.

Внутренний диалог, аспект – Время, Магия.


Теперь давайте представим, как мы общаемся друг с другом. Язык у нас один – русский, но разговариваем мы друг с другом из разных, параллельных миров, на разных языках, словами, которые другие могут не воспринимать.

Представим урок, который ведет учитель-аудиал. Наглядные пособия на уроке отсутствуют, в основном он использует устную речь. Аудиалы-ученики не испытывают никаких затруднений в восприятии нового материала, а чем слушать визуалу и кинестетику? Как они поймут и усвоят содержание урока, если их информационные каналы частично перекрыты? Они будут ощущать дискомфорт и плохо освоят излагаемый учителем материал.

Учителю в таких случаях необходимо рисовать на доске или использовать наглядные пособия, демонстрировать предметы изучения для визуалов, очень тщательно рассказывать для аудиалов, делать всевозможные перемещения, а если нужно, и опыты для кинестетиков. Лучше давать им потрогать, пощупать все это самим.


Как формируется основная модальность? В первую очередь это научение. Также она формируется в результате запретов, предписаний или как способ бегства от каких-то ситуаций.

Занесем модальности в модель информационного пространства (рис. 5).


аудиал визуал кинестетик

Рис. 5. Модель 4


Вторая характеристика для определения социотипа – это базовая модальность.

Визуальный материал по определению Модальности

Задание






Определите по рассмотренным выше характеристикам базовую модальность:

• свою;
• членов семьи;
• друзей и знакомых.








аудиал визуал кинестетик


соционика тест на определение