Эта схема является навигационной картой
Заголовки 1-й, 2-й, 3-й и 4-й функций являют-ся ссылками
на п.1.2 "Функциональное строение социотипа. Антенны"
Геометрические фигу-ры являются ссылка-ми на параграф, где
они описаны
Уйдя по ссылке на другую страницу, вер-нуться на место
с ко-торого ушли Вы смо-жете нажав на кнопку Назад на
верхней ста-тичной панели эл.кни-ги, отображенной срелкой влево.
|
Психика
человека включает в себя сознательную и бессознательную сферы. По
типологии Юнга, сознательные и бессознательные функции противоположны
и тем самым взаимодополняемы.
Например, если в осознаваемой части человек экстраверт, то в неосознаваемой
– интроверт (т.е. если в сознательной жизни человек общается с людьми
активно, то в бессознательной сфере у него может наблюдаться даже агрессия
по отношению к людям и нежелание с ними общаться).
Поэтому кроме четырех рассмотренных нами функций, относящихся к сознательной
сфере, существуют еще четыре функции, относящиеся
к бессознательной сфере. В совокупности они и представляют
психику человека (рис. 32):
Рис. 32
Схема показывает, что у каждого социотипа в подсознании
«сидит» другой тип, который «выходит», когда у человека по каким-либо
причинам меняется вертность.
При этом тип, который был в осознаваемой части, уходит в подсознание –
они меняются местами, – человек становится совсем другим типом, и окружающие
его могут не узнать.
Например, если спокойного, миролюбивого Габена ,
создающего комфорт и уют, разозлить, он «превращается» в Жукова и
начинает грубить, «наезжать», лезть в драку.
Модель А
Итак, в соционике психика человека представляется в виде модели (Модель
А), состоящей из восьми функций (рис. 33).
Рис. 33. Модель А – модель психики
человека (Виталий Воробьев)
Рассмотрим «Модель А» на примере двух из шестнадцати типов
– логико-сенсорного экстраверта (Штирлица) и сенсорно-логического интроверта
(Габена) (рис. 34).
Рис. 34
Каждая из восьми соционических функций в Модели А имеет определенное
значение при переработке информации и несет ту или иную нагрузку. «Сила»
и «слабость» функций определяются количеством информации, которую она
способна принять из окружающего мира, обработать и выдать в виде результата
(речи, действий, дел). Именно здесь находятся все наши надежды и опасения,
таланты и комплексы.
1-я соционическая функция
Первая
функция – Главная, Суть интеллекта. Она определяет
мировоззрение человека, программу его действий, жизненные позиции.
Эта функция полноценно воспринимает свой аспект, она самая
сильная, самая мощная.
Человек в аспекте информационного пространства этой функции разбирается
досконально, тонко улавливает все до мельчайших подробностей. Из-за этого
внести ему новую информацию по этому аспекту невозможно и переубеждать
его по этой функции бесполезно – он сам все прекрасно знает и во всем
разбирается (правда, по-своему).
Эта соционическая функция у человека жесткая, несгибаемая,
ригидная, т.е. неподвижная.
У Штирлица первой функцией
является деловая логика ,
это значит, что смысл жизни такого человека – работа или какое-нибудь
дело.
У Габена суть интеллекта
–
сенсорика ощущений, значит, смысл его жизни – создание удобств, условий,
повышение благосостояния и качества жизни.
7-я соционическая функция
Седьмая
функция – Игнорирование. Эта функция находится в сфере
бессознательного и отражает аспект информационного пространства, в котором
человек силен.
Человек в аспекте информационного пространства этой функции разбирается
тоже очень хорошо, но он ее игнорирует, предпочитает не замечать,
поэтому перестает ее воспринимать и, соответственно, осознавать.
У человека эта соционическая функция перекрыта болью, на нее стоит мощный запрет
и решение так не жить. Но при этом когда меняется вертность,
функция игнорирования становится сутью интеллекта, и человек начинает
владеть этой частью аспекта очень тонко и умело.
Это происходит тогда, когда он смог пройти сквозь боль, сквозь запрет
и смог разрешить себе действовать таким способом, каким от него требовала
жизнь.
Поэтому при смене вертности неприятен сам переход (момент «переворачивания»).
Это похоже на то, как поезд переходит с одного пути на другой: на стрелке
встряска, а потом опять ровно, «как по рельсам». Когда уже перевернулся,
чувствуешь себя комфортно, и когда обратно перевернулся – тоже комфортно.
Габену важны деньги
для себя ,
ему совсем не важны деньги для престижа .
Престиж игнорируется, главное – чтобы удобно было, через это все меряется.
А престижное
не всегда бывает удобным ,
тем более что за него нужно больше платить. Хотя в престижности Габен
тоже неплохо разбирается, просто ему до нее нет дела.
Так как у Штирлица на
первом месте стоит деловая логика, дело ,
ему некогда заниматься «рассуждалками», выстраиванием различных теорий
и систем :
«Что разговаривать – прыгать надо». Квадрат минусовой он игнорирует.
2-я соционическая функция
Вторая функция
– Творческая. Эта функция определяет, каким образом
человек реализует свою первую функцию.
Она послабее, чем первая.
Чуть-чуть ей не хватает, чтобы полностью разбираться в своем аспекте
и поэтому постоянно есть непознанное и хочется по ней добрать. Вот это
«чуть-чуть» и дает возможность творить и исследовать.
Вторая соционическая функция называется еще гибкой.
Здесь не так все однозначно и поэтому есть место сомнениям и экспериментам.
Социотип на нее может опираться, а может и не опираться в зависимости
от ситуации (хочу – проявлю, хочу – не проявлю). А суть интеллекта
социотип будет проявлять однозначно и жестко.
У Штирлица вторая функция
– сенсорика ощущений ,
которая проявляется в том, что он творчески подходит к созданию комфортных
условий для успешной реализации своего дела .
У Габена вторая функция
– деловая логика ,
т.е. он к делам подходит творчески, в делах творит. Причем дела он делает
для обеспечения комфорта – что бы не сделал, все будет удобно .
8-я соционическая функция
Восьмая
функция – «Большое ухо». По этой функции интересно
послушать, что нам говорят. Так как вторая функция гибкая и
по ней все не так однозначно, мы позволяем себе послушать информацию той
части этого аспекта, которая в подсознании, чтобы ее использовать в работе
творческой функции.
Мы прислушиваемся к тому, что нам говорят, но совсем не обязательно, что
мы будем все это выполнять. Вывод мы все равно сделаем свой, потому
что нацелены на ту часть аспекта, которую осознаем, в которой творим.
А к той части, которая вытеснена в подсознание, мы испытываем неприязнь
(поэтому она и вытеснена).
Габену все время интересно
слушать о теоретических системах ,
чтобы придумать, что из этого сделать на практике .
Это его единственная цель.
У Штирлица восьмая функция
–
волевая сенсорика, ему интересно послушать про власть, драки, престиж,
но сам он никогда не использует силу для подавления, унижения или захвата
власти. Ему интереснее создать удобство и комфорт ,
чем быть мобилизованным и крутым.
3-я соционическая функция
Третья функция
– Ролевая, Дурацкая. Эта функция воспринимает аспект информационного
пространства наполовину. Но
в него нас тянет, там мы чувствуем интерес, потому что многое непонятно.
Поговорить об этом интересно, и хочется восполнить себя в этом аспекте.
По этой функции мы чувствуем себя дураками, здесь же и дурачимся. Общество
обязательно высветит слабые стороны, и по этой функции тип чувствует
себя некомпетентным.
Поэтому он здесь доказывает, самоутверждается и играет роль компетентного
человека.
Аспекты этой соционической функции проявляются тогда, когда человек вступает в контакт
с окружающими (обществом).
Третья функция Штирлица
– этика эмоций .
Во время отдыха в компании человек этого типа шутит и пытается развлечь
окружающих. Правда, это у него получается немного по-дурацки.
У Габена третья функция
– интуиция времени .
Он заставляет себя соблюдать обещанные сроки, не опаздывать. В общении
с людьми демонстрирует умудренность жизнью. Проявляет свой скепсис через
специфический юмор и самоиронию, но это у него получается по-дурацки или
как-то по-детски.
5-я соционическая функция
Пятая
функция – Внушаемая, Суггестивная. Если по 3-й функции
тип дурачится, самоутверждается, спорит и становится в позицию, то по
5-й он не только плохо воспринимает соответствующий аспект, но еще и не
осознает его.
Поэтому спорить, перебивать и соперничать он по этой соционической функции не может
(нечем). Информацию по ней тип примет на веру, без критики, как
должное, еще и с благодарностью.
Чтобы ему внушить, достаточно просто говорить по 5-й функции, т.е. эту
функцию нужно обеспечить на словах. Причем говорить можно
сколько угодно, он будет слушать и слушать.
Пятая функция у Габена
–
перспективы будущего, способности. Он с большим интересом воспримет информацию-подсказку,
что делать в ближайшем и отдаленном будущем. Особенно любит слушать, когда
ему рассказывают про его способности.
Внушаемая функция Штирлица
–
этика отношений. Он долго может слушать и мотать на ус рекомендации, что
и когда говорить, чтобы никого не обидеть, как войти в контакт с незнакомыми
людьми и т.д.
4-я соционическая функция
Четвертая
функция – Болевая, или место наименьшего сопротивления. Это
слабое место человека, функция боли и комплексов. Эта функция слабо
воспринимает свой аспект и выдает очень мало информации по нему.
А так как общество от нас требует проявления этого аспекта (болевой функции),
а мы с этим не справляемся, то нам от этого становится больно.
Причем если на болевую функцию дать много информации, будет больно,
тип не справится; если дать мало, то он тоже не воспримет – «приемник
слаб». Поэтому четвертая функция требует бережного отношения
и умеренного количества информации.
Чтобы запустить в работу тип, у которого болевая
функция экстравертная (+), т.е. выдающая (излучающая), нужно всего лишь
принять то, что идет у него с этой функции. А типу, у которого она болевая
интровертная (–), т.е. втягивающая (всасывающая), нужно туда дать немного
информации, ровно столько, сколько нужно, сколько он сам просит. Не переусердствуйте,
а то причините ему боль.
Болевая функция Штирлица
–
интуиция времени. Ему больно, когда указывают на его несвоевременность,
ошибки, когда его учат мудрости жизни, опыту эпох. Ему трудно предсказать,
сколько времени потребуется, чтобы выполнить то или иное дело, и поэтому
он очень раздражается и переживает, если его за это упрекают. Ему неприятно,
когда люди опаздывают или что-то делают несвоевременно.
У Габена четвертая функция
–
этика чувств (эмоций). Ему больно, когда рядом бурно выражают свои эмоции,
например громко смеются. У него эмоциональная сфера неразвита, поэтому
он редко смеется и вид, в основном, у него деловой и серьезный. Так как
Габен не может управлять своим эмоциональным состоянием, у него случаются
проявления несвоевременных эмоций, которые могут шокировать окружающих
(например, засмеяться на похоронах) и очень больно, если его эмоции не
примут.
6-я соционическая функция
Шестая
функция – Оценочная. Она находится в подсознании, еще
и не развита, поэтому требует от других обеспечения этой функции на деле
(тоже в меру). Как нам ее обеспечивают на деле, так мы человека
и оцениваем: хорошо обеспечил – хороший человек, плохо обеспечил
– плохой. Если по внушаемой функции достаточно только говорить, то по
оценочной этого мало, здесь нужно обеспечить на деле.
Оценка производится так – хороший человек или плохой.
У Штирлица оценочная
функция –
интуиция возможностей. Для него хороший человек тот, кто раскрывает перед
ним возможности, кто помогает выводить его дела в перспективное будущее,
кто рассказывает про его способности.
А так же хороший человек для него Шизоид, Внутренний диалог, Дистрактор,
Интуитив, генератор идей.
Этика отношений
является оценочной функцией Габена. Для него хороший человек тот, кто
отражает его эмоции и принимает их, кто поддерживает его нравственно и
морально, кто его провоцирует на эмоции и интригует, кто обеспечивает
ему комфортные отношения. Если ты для Габена все это не обеспечил – ты
для него не человек.
Так же для Габена хорошим человеком является Кинестетик, Мазохист, Плакатор,
Этик.
|