электронная книга читать онлайн
Основы Соционики |
|||||||||||||||
Глава 2.
|
|||||||||||||||
Модель является навигационной картой В Шагах черный вы-деленный текст явля-ется ссылкой |
По ходу рассмотрения характеристик, которые нам нужны для определения социотипа, мы вносили их в Модель аспектов информационного пространства. В результате она стала иметь следующий вид (без характеристики Рационал–Иррационал): Рис. 13. Модель 11 Вид ее напоминает солнце: в центре круг с аспектами информационного пространства, от него отходят лучиками характеристики. Для простоты мы эту модель будем называть «Солнышко». С ее помощью мы будем определять социотипы людей. Существует несколько способов определения социотипов:
с помощью тестов, опросников, визуального исследования и т.д. Рассмотрим
метод визуального исследования более подробно. Итак, начнем. Шаг первый.
Каждый из участников внимательно смотрит на испытуемого и определяет геометрическую
фигуру по внешнему виду, по одежде. Рис. 14. Модель 12 Внимание!
Сначала рисуется только ядро солнышка без лучиков (круг с аспектами-метафорами),
а уже в ходе определения характеристик мы ставим лучики напротив определенного
аспекта-метафоры, и в конце определения модель «Солнышко» покажет своими
лучиками, какие аспекты информационного пространства у данного человека
развиты, а какие нет. Шаг второй. Определяем базовую модальность и отмечаем ее в модели «Солнышко», добавляя черточки к уже имеющимся в схеме. Например, визуал, аудиал (рис. 15). Рис. 15. Модель 13 Шаг третий. Определяем Эго-состояние. Определили: взрослый, родитель. Отмечаем в модели, добавляя черточки (рис. 16). Рис. 16. Модель 14 Шаг четвертый. Определяем стойку Вирджинии Саттир. Увидели блеймера, дистрактора, компьютера. Заносим в модель (рис. 17). Рис. 17. Модель 15 Шаг пятый. Определяем тип телесной защиты. Например, все отметили ригидный. Отмечаем в модели «Солнышко» (рис. 18). Рис. 18. Модель 16 Шаг шестой. Определяем, Интуитив или Сенсорик. Допустим, сенсорик. Заносим в модель (рис. 19). Рис. 19. Модель 17 Шаг седьмой. Определяем, Логик или Этик. Допустим, увидели и логика, и этика. Заносим в модель оба мнения (рис. 20). Рис. 20. Модель 18 Шаг восьмой.
Определяем, Рационал или Иррационал.
Итак, вы определили, что он рационал. Производим следующие действия.
Смотрим в модель «Солнышко», она показывает, что две сильные функции у
этого типа – треугольник и квадрат. Рис. 21. Модель 19
Для примера, допустим, вы испытуемого определили как
Иррационала. Значит, формула
будет начинаться с Иррациональной фигуры, в данном случае
это будет треугольник. Рис. 22. Модель 20 Бывает и так, что выявятся в модели «Солнышко» три сильные фигуры, например: Рис. 23. Модель 21 Тогда выводим две формулы (социотипов) и, зная характеристики
этих двух социотипов, определяем, к какому типу этот человек больше всего
подходит. Итак, в данном случае, если человек Иррационал, то получаются две формулы, которые начинаются с иррациональной фигуры, с треугольника (рис 24).
Рис. 24. Модель 22 Если человек Рационал, то получатся две формулы, которые будут начинаться с рациональных фигур. В данном случае одна формула будет начинаться с квадрата, а вторая – с круга (рис. 25).
Рис. 25. Модель 23 Данная ситуация возможна, когда человек начинает развивать
свои слабые стороны, но развивать он их может двумя способами: Итак, формула социотипа практически готова, теперь осталось
только определить, какие знаки будут стоять над каждой фигурой
формулы, а это покажет нам оценка по шкале «Экстраверт – Интроверт».
Шаг девятый. Определяем, Экстраверт или Интроверт. Допустим, что он Экстраверт (+). Тогда формула будет начинаться с плюсовой фигуры. Правила такие – плюсовая фигура стоит рядом с минусовой фигурой и наоборот, в формуле они чередуются. В нашем случае получается: Если мы определим, что наш испытуемый Интроверт
(–), то формула будет начинаться с минусовой фигуры.
По этому алгоритму, перебирая всевозможные варианты, мы можем получить 16 социотипов, которые представлены в табл. 7. Таблица 7 Итак, формула из четырех фигур показывает, что все четыре
аспекта информационного пространства присутствуют в человеке, только
с разной степенью развития и раскрытия. Рис. 26. Сила функций Задание |
||||||||||||||